Отделение реабилитации (абилитации) молодых инвалидов создано на базе ОГБУСО КЦСО «Исток» в 2021 году для предоставления молодым инвалидам с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 18 до 45 лет, признанными нуждающимися в социальном обслуживании комплекса социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых, услуг в целях повышения коммуникативного потенциала, срочных социальных услуг) в полустационарной форме обслуживания.
Цели работы Отделения:
- оказание комплекса реабилитационных и абилитационных услуг по основным направлениям реабилитации и абилитации (медицинской, социальной, социокультурной, психолого-педагогической, физической).
Система комплексной реабилитации и абилитации представляет собой сочетание оптимально подходящих услуг, предоставление услуг одновременно или поэтапно в зависимости от индивидуальных особенностей каждого Получателя Отделения.
Она направлена на полную реализацию реабилитационного потенциала молодых людей с ОВЗ и инвалидностью, максимально возможное восстановление или компенсацию имеющихся стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, подготовку и достижение социальной адаптации и интеграции, максимальной инклюзии, самостоятельности и независимости, а также повышения качества их жизни.
Система комплексной реабилитации и абилитации представляет собой совокупность мер по обеспечению Получателей научно обоснованными, доступными, эффективными и безопасными реабилитационными и абилитационными услугами и техническими средствами реабилитации в сочетании с мерами, направленными на их социальную адаптацию и интеграцию.
- создание условий для самореализации и социальной активности Получателей социальных услуг, выявление и поддержание их творческого потенциала, интеллектуального и социально-психологического статуса, сохранение и поддержание физического и психического здоровья и организация культурно-досуговой деятельности.
Для организации системного подхода по формированию и развитию бытовых навыков, навыков самообслуживания у молодых людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью специалисты Отделения, используют в работе дополнительные общеразвивающие программы социально-развивающей направленности «Тренировочная квартира», «Тренировочная кухня».
Задачи программ:
• Сформировать и закрепить у молодых людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью навыки доступной бытовой, социально-коммуникативной, досуговой деятельности.
• Развить личностный потенциал для самореализации и нормализации жизни в обществе.
Формы работы специалистов Отделения:
• Организационные (групповые, индивидуальные);
• Исследовательские (тестирование, анкетирование, наблюдение);
• Практические (практические занятия, беседы, тренинги, игровые программы, творческие мастерские);
• Аналитические (опрос, анализ, сравнение, оценка эффективности).
Программы представляют собой комплекс реабилитационных групповых или индивидуальных мероприятий, направленных на повышения уровня социально-бытовой независимости получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности.
Кроме того, в Отделении реализуются следующие программы:
- Прикладное творчество (рукоделие, изобразительное искусство, творческая мастерская «Выжигание по дереву», «Оригами»);
- Общеоздоровительные занятия (АФК, ЛФК, спортивные игры, соревнования, туристические слёты);
- Сценическое искусство (театральное искусство, хореография, сценическая речь, вокальное мастерство), т. д.
- Психокоррекция (социально-психологическое консультирование, социально-психологический патронаж, коррекция речи занятия в группах взаимоподдержки, клубах общения).
Социально-психологическая реабилитация, направленна на содействие клиентам/получателям услуг в улучшении их психического состояния, восстановление способности к адаптации в среде жизнедеятельности. Процесс оказания социально-психологических услуг – совершение специалистом (группой специалистов) учреждения определенной последовательности действий и/или принятие определенных решений, направленных на решение социально-психологических проблем клиента/получателя услуг.
Включает в себя:
- социально-психологическое консультирование;
- психологическая диагностика;
- психологическая коррекция;
- психологический тренинг;
- психологическая помощь и поддержка;
- социально - психологический патронаж;
- проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения;
- психологическое просвещение;
- психопрофилактическая работа;
- экстренная психологическая помощь;
- работа с сетью социальных контактов.
На этапе психологической реабилитации большое значение имеет выявление возможностей у получателя социальных услуг для самореализации в изменившихся обстоятельствах.
Задача психикоррекции заключается в том, чтобы сделать психику обратившегося, более гибкой, научить его адаптироваться к новым обстоятельствам с минимальным ущербом для ментального здоровья. При этом психические функции стабилизируются, а структура личности не подвергается изменениям, – педагог-психолог помогает скорректировать отношение к жизни с учетом изменений.
После консультирования и диагностики для получателя социальных услуг Отделения реабилитации молодых инвалидов подбираются следующие формы занятий:
Групповые занятия, развивающие у получателя социальных услуг, способность реализовываться, коммуницировать с людьми, решать конфликты.
Индивидуальные занятия, направленные на коррекцию поведенческих, эмоциональных и когнитивных нарушений.
Группы формируются основанные на интересах (коллективные экскурсии, клубы, функциональные групповые занятия, облегчающие интеграцию человека с ограничениями здоровья в общую среду).
Курс «Социально-бытовая ориентировка», направлен на формирование и закрепление компетенций в следующих сферах:
● соблюдения правил личной гигиены и ухода за собой с учетом
физиологических особенностей ;
● ухода за одеждой и обувью
● ухода за жилищем и ведения домашнего хозяйства;
● организации и культуры питания, приготовления пищи;
● пользования устройствами бытового назначения;
● пользования социальными объектами бытового, культурного,
медицинского и прочего назначения;
● пользования различными видами общественного транспорта;
● совершения денежных операций и пользования объектами
торговли;
● коммуникативной культуры и межличностного взаимодействия;
● использования современных средств связи и коммуникации;
● обеспечения элементарной медицинской помощи;
● организации жизнедеятельности и функционирования
современной семьи.
Курс социально-бытовой ориентировки проходит на базе Центра Исток, а так же в рамках проектов «Тренировочная кухня» и «Тренировочная квартира»
С 2021 года на базе ОГБУСО КЦСО «Исток» реализуется проект «Тренировочная квартира» - это специализированная площадка для молодых инвалидов и подростков с инвалидностью различных нозологий.
Проект направлен на организацию учебной тренировочной квартиры, как эффективной технологии социальной реабилитации, подготовки молодых инвалидов к самостоятельному проживанию.
На данной площадке молодые люди и подростки с инвалидностью учатся осваивать трудовые и социально-бытовые навыки, готовить себе еду, мыть посуду, делать уборку, совершать покупки, планировать и вместе проводить своё свободное время.
Обучение проходит в полустационарной форме, группами 2-5 человек под присмотром специалистов.
Все тренировочные площадки имеют прихожую, кухню, жилые комнаты, туалет и ванную, каждое помещение в свою очередь, оснащено необходимым оборудованием, электронной и бытовой техникой, кухонной утварью, дидактическими материалами и спортивным инвентарём. Таким образом, обустройство Тренировочных квартир максимально приближена к домашней обстановке, что является наиболее комфортной и привычной для получателей социальных услуг.
Тренировочная квартира, является этапом курса социально-бытовой реабилитации.
На базе ОГБУСО КЦСО «Исток» с 2021 года действует проект Тренировочная кухня.
Проект направлен на содействие социальной адаптации и формирование бытовых навыков, необходимых для самостоятельной жизни, у молодых людей с ментальными нарушениями от 18 до 45 лет. Согласно расписанию и графику дежурств, малыми группами (3-5 человек) в сопровождении специалистов и волонтёров молодые люди развивают свои социально-бытовые компетенции в профессионально организованной и при этом максимально приближенной к привычной, домашней обстановке.
Тренировочная кухня оснащена необходимым оборудованием, электронной и бытовой техникой, кухонной утварью, что позволяет проводить групповые и индивидуальные занятия в максимально комфортных условиях.
Специалисты дадут рекомендации при построении технологических карт приготовления блюд и разработке алгоритмов действий в организованном пространстве социально-бытового ориентирования, а также рекомендации родителям по закреплению в домашних условиях приобретённых в тренировочной кухне навыков.
Получатели социальных услуг имеют разную степень самостоятельности в самообслуживании, соответственно, смогут достичь разных результатов в процессе работы и нуждаются в разном объеме помощи. Для каждого из них специалистами будут составлены индивидуальные программы развития, отражающие те навыки, которые потенциально может освоить каждый участник. Объем реализации этих программ, а так же отзывы самих получателей и их родителей будут ориентиром в обратной связи.
В результате реализации проекта инклюзивной тренировочной кухни молодые люди с ментальными нарушениями повысят уровень жизненных компетенций и навыков самообслуживания; возрастёт их коммуникативный потенциал и степень интегрированности в общество; ребята приобретут кулинарные навыки и навыки обращения с современным кухонным оборудованием, научатся составлять меню и совершать необходимые покупки в магазине, организовывать свою работу в соответствии с заданными алгоритмами действий.
Помещение располагается на территории Центра оборудованное необходимым инвентарем, в которой получатели социальных услуг могут развить и закрепить навыки приготовления пищи, использования различной кухонной бытовой техники.
Тренировочная кухня, является этапом курса социально-бытовой реабилитации.
Основная цель творческой реабилитации состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Творческая реабилитация способствует:
борьбе с замкнутостью и одиночеством молодых людей с ОВЗ;
содействие саморазвитию личности, ее активной позиции, взгляд на семью, социум, как первооснову социального воспитания, приобщение к культуре;
использование влияния природы на развитие у детей, экологического и декоративно-прикладного искусства.
При занятиях творческой направленности у молодых людей с ОВЗ и инвалидностью происходит:
формирование основ целостной эстетической культуры через развитие их способностей и задатков;
развитие наблюдательности, способности выстраивать социальные связи и откликаться на события окружающей действительности