Отделение реабилитации (абилитации) молодых инвалидов  создано на базе ОГБУСО КЦСО «Исток» в 2021 году для предоставления молодым инвалидам с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 18 до 45 лет, признанными нуждающимися в социальном обслуживании  комплекса социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых, услуг в целях повышения коммуникативного потенциала, срочных социальных услуг) в полустационарной форме обслуживания.

Цели работы Отделения:

  • оказание комплекса реабилитационных и абилитационных услуг по основным направлениям реабилитации и абилитации (медицинской, социальной, социокультурной, психолого-педагогической, физической).

Система комплексной реабилитации и абилитации представляет собой сочетание оптимально подходящих услуг, предоставление услуг одновременно или поэтапно в зависимости от индивидуальных особенностей каждого Получателя Отделения.

Она направлена на полную реализацию реабилитационного потенциала молодых людей с ОВЗ и инвалидностью, максимально возможное восстановление или компенсацию имеющихся стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, подготовку и достижение социальной адаптации и интеграции, максимальной инклюзии, самостоятельности и независимости, а также повышения качества их жизни.

Система комплексной реабилитации и абилитации представляет собой совокупность мер по обеспечению Получателей научно обоснованными, доступными, эффективными и безопасными реабилитационными и абилитационными услугами и техническими средствами реабилитации в сочетании с мерами, направленными на их социальную адаптацию и интеграцию.

  • создание условий для самореализации и социальной активности Получателей социальных услуг, выявление и поддержание их творческого потенциала, интеллектуального и социально-психологического статуса, сохранение и поддержание физического и психического здоровья и организация культурно-досуговой деятельности.

 

Для организации системного подхода по формированию и развитию бытовых навыков, навыков самообслуживания у молодых людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью специалисты Отделения, используют в работе дополнительные общеразвивающие программы социально-развивающей направленности «Тренировочная квартира», «Тренировочная кухня».

 

Задачи программ:

•        Сформировать и закрепить у молодых людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью навыки доступной бытовой, социально-коммуникативной, досуговой деятельности.

•        Развить личностный потенциал для самореализации и нормализации жизни в обществе.

 

Формы работы специалистов Отделения:

•        Организационные (групповые, индивидуальные);

•        Исследовательские (тестирование, анкетирование, наблюдение);

•        Практические (практические занятия, беседы, тренинги, игровые программы, творческие мастерские);

•        Аналитические (опрос, анализ, сравнение, оценка эффективности).

 

Программы представляют собой комплекс реабилитационных групповых или индивидуальных мероприятий, направленных на повышения уровня социально-бытовой независимости получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности.

Кроме того, в Отделении реализуются следующие программы:

  • Прикладное творчество  (рукоделие, изобразительное искусство, творческая мастерская «Выжигание по дереву», «Оригами»);
  • Общеоздоровительные занятия (АФК, ЛФК, спортивные игры, соревнования, туристические слёты);
  • Сценическое искусство (театральное искусство, хореография, сценическая речь, вокальное мастерство), т. д.
  • Психокоррекция (социально-психологическое консультирование, социально-психологический патронаж, коррекция речи занятия в группах взаимоподдержки, клубах общения).

 

Социально-психологическая реабилитация, направленна на содействие клиентам/получателям услуг в улучшении их психического состояния, восстановление способности к адаптации в среде жизнедеятельности. Процесс оказания социально-психологических услуг – совершение специалистом (группой специалистов) учреждения определенной последовательности действий и/или принятие определенных решений, направленных на решение социально-психологических проблем клиента/получателя услуг.

 Включает в себя:

  •  социально-психологическое консультирование;
  • психологическая диагностика;
  • психологическая коррекция;
  • психологический тренинг;
  • психологическая помощь и поддержка;
  • социально - психологический патронаж;
  • проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения;
  • психологическое просвещение;
  • психопрофилактическая работа;
  • экстренная психологическая помощь;
  • работа с сетью социальных контактов.

 

На этапе психологической реабилитации большое значение имеет выявление возможностей у получателя социальных услуг для самореализации в изменившихся обстоятельствах.

Задача психикоррекции заключается в том, чтобы сделать психику обратившегося, более гибкой, научить его адаптироваться к новым обстоятельствам с минимальным ущербом для ментального здоровья. При этом психические функции стабилизируются, а структура личности не подвергается изменениям, – педагог-психолог помогает скорректировать отношение к жизни с учетом изменений.

После консультирования и диагностики для получателя социальных услуг Отделения реабилитации молодых инвалидов подбираются следующие формы занятий:

Групповые занятия, развивающие у получателя социальных услуг, способность реализовываться, коммуницировать с людьми, решать конфликты.

Индивидуальные занятия, направленные на коррекцию поведенческих, эмоциональных и когнитивных нарушений.

Группы формируются основанные на интересах (коллективные экскурсии, клубы, функциональные групповые занятия, облегчающие интеграцию человека с ограничениями здоровья в общую среду).

 

 

Курс «Социально-бытовая ориентировка», направлен на формирование и закрепление компетенций в следующих сферах:

● соблюдения правил личной гигиены и ухода за собой с учетом

физиологических особенностей ;

● ухода за одеждой и обувью

● ухода за жилищем и ведения домашнего хозяйства;

● организации и культуры питания, приготовления пищи;

● пользования устройствами бытового назначения;

● пользования социальными объектами бытового, культурного,

медицинского и прочего назначения;

● пользования различными видами общественного транспорта;

● совершения денежных операций и пользования объектами

торговли;

● коммуникативной культуры и межличностного взаимодействия;

● использования современных средств связи и коммуникации;

● обеспечения элементарной медицинской помощи;

● организации жизнедеятельности и функционирования

современной семьи.

Курс социально-бытовой ориентировки проходит на базе Центра Исток, а так же в рамках проектов «Тренировочная кухня» и «Тренировочная квартира»

С 2021 года на базе  ОГБУСО КЦСО «Исток»  реализуется проект «Тренировочная квартира» - это  специализированная площадка для молодых инвалидов и подростков с инвалидностью различных нозологий.  

Проект направлен на организацию учебной тренировочной квартиры, как эффективной технологии социальной реабилитации, подготовки молодых инвалидов к самостоятельному проживанию.

На данной площадке молодые люди и подростки с инвалидностью учатся осваивать трудовые и социально-бытовые навыки, готовить себе еду, мыть посуду, делать уборку, совершать покупки, планировать и вместе проводить своё свободное время. 

Обучение проходит в полустационарной форме, группами 2-5 человек под присмотром специалистов.

Все тренировочные площадки имеют прихожую, кухню, жилые комнаты, туалет и ванную, каждое помещение в свою очередь, оснащено необходимым  оборудованием, электронной и бытовой техникой, кухонной утварью, дидактическими материалами и спортивным инвентарём. Таким образом, обустройство Тренировочных квартир максимально приближена к домашней обстановке, что является наиболее комфортной и привычной для получателей социальных услуг.

Тренировочная квартира, является этапом  курса социально-бытовой реабилитации.

 

На базе ОГБУСО КЦСО «Исток»  с 2021 года действует проект Тренировочная кухня.

Проект направлен на содействие социальной адаптации и формирование бытовых навыков, необходимых для самостоятельной жизни, у молодых людей с ментальными нарушениями от 18 до 45 лет. Согласно расписанию и графику дежурств, малыми группами (3-5 человек) в сопровождении специалистов и волонтёров молодые люди развивают свои социально-бытовые компетенции в профессионально организованной и  при этом максимально приближенной к привычной, домашней обстановке.  

Тренировочная кухня оснащена необходимым  оборудованием, электронной и бытовой техникой, кухонной утварью, что позволяет проводить групповые и индивидуальные занятия в максимально комфортных условиях.

Специалисты дадут рекомендации при построении технологических карт приготовления блюд и разработке алгоритмов действий в организованном пространстве социально-бытового ориентирования, а также рекомендации родителям по закреплению в домашних условиях приобретённых в тренировочной кухне навыков.

Получатели социальных услуг имеют разную степень самостоятельности в самообслуживании, соответственно, смогут достичь разных результатов в процессе работы и нуждаются в разном объеме помощи. Для каждого из них специалистами будут составлены индивидуальные программы развития, отражающие те навыки, которые потенциально может освоить каждый участник. Объем реализации этих программ, а так же отзывы самих получателей и их родителей будут ориентиром в обратной связи.

В результате реализации проекта инклюзивной тренировочной кухни молодые люди с ментальными нарушениями повысят уровень жизненных компетенций и навыков самообслуживания; возрастёт их коммуникативный потенциал и степень интегрированности в общество; ребята приобретут кулинарные навыки и навыки обращения с современным кухонным оборудованием, научатся составлять меню и совершать необходимые покупки в магазине, организовывать свою работу в соответствии с заданными алгоритмами действий.

Помещение располагается на территории Центра оборудованное необходимым инвентарем, в которой получатели социальных услуг могут развить и закрепить навыки приготовления пищи, использования различной кухонной бытовой техники.

Тренировочная кухня,  является этапом  курса социально-бытовой реабилитации.  

  

Основная цель творческой реабилитации состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Творческая реабилитация способствует:

борьбе  с  замкнутостью  и  одиночеством  молодых людей с ОВЗ;

содействие саморазвитию личности,  ее  активной  позиции, взгляд на семью, социум, как первооснову социального воспитания, приобщение    к культуре;

использование  влияния природы на  развитие у детей, экологического и декоративно-прикладного искусства.

 

При занятиях творческой направленности у молодых людей с ОВЗ и инвалидностью происходит:

формирование основ  целостной  эстетической культуры через развитие  их  способностей  и задатков;

развитие наблюдательности, способности выстраивать социальные связи и откликаться  на события окружающей действительности